Помощь юриста
Главная Юридическим лицам Налоговые споры Досудебное урегулирование налоговых споров
Юридическое сопровождение бизнесаУголовно-правовая защита бизнесаБанкротство юридических лицКорпоративные спорыСпоры в деятельности организацийНалоговые спорыКонсультация по последствиям коронавируса для юр. лицОбжалование действий должностных лиц таможенных органовНалоговое сопровождение бизнесаУслуги антиколлекторов - защита от коллекторов юридических лицОптимизация налогов для малого и среднего бизнесаРейдерский захват бизнесаВыкуп долгов юридических лиц

Досудебное урегулирование налоговых споров - юристы по налогам

Помогаем обжаловать решение, действие и бездействие должностных лиц налоговых органов в досудебном порядке — с помощью апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган.

В ряде случаев досудебный порядок урегулирования налогового спора обязателен. Например, когда нужно обжаловать решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового преступления.

В случаях, когда досудебный порядок не обязателен, мы анализируем ситуацию и, в зависимости от сложности дела, готовим жалобу в вышестоящий налоговый орган или исковое заявление в арбитражный суд.

Преимущество апелляционной жалобы — оперативность. По сравнению с исковым заявлением в суд, жалобу проще подготовить, её быстрее рассмотрят и исполнят. Ещё не нужно платить госпошлину и нести прочие расходы, обычно связанные с рассмотрением дела в суде.

Как мы работаем

  • Разбираемся в ситуации и оцениваем перспективность обжалования решения, действия или бездействия должностного лица налогового органа.
  • Следим за соблюдением порядка и сроков обжалования.
  • Собираем доказательства ошибочности или неправомерности действий должностного лица и подаём жалобу в вышестоящую налоговую инстанцию.
  • От имени клиента контактируем с сотрудниками налоговой инспекции.
  • При необходимости, заранее готовим заявление и документы для обращения в суд.

Урегулирование налоговых споров

Принцип урегулирования налоговых споров в досудебном порядке закреплен в законодательстве, и с 2014 года его применение обязательно при рассмотрении ситуаций, связанных с применением законодательных и нормативных актов в отношении налогоплательщиков.

Что это означает?

Налогоплательщик, не согласный с решением налоговых служб и должностных лиц по конкретной ситуации, обязан до обращения в суд направить жалобу в инстанцию выше, чем принявшая решение по его делу. Подготовка жалобы имеет свою специфику, и чаще всего заявитель сталкивается с серьезными трудностями. В первую очередь это необходимость определить правомерность жалобы, логично сформулировать причину обращения, описать ситуацию и обосновать свое несогласие с решением по конкретной ситуации.

Типичные проблемы и ошибки при самостоятельном обращении по поводу досудебного урегулирования налогового спора и обжаловании решения:

  • Подача жалобы с оспариванием положений нормативного акта, на основании которого было вынесено конкретное решение — это обращение не будет рассмотрено в досудебном порядке;
  • Недостаточно полное описание спорной ситуации, отсутствие указаний на идентификаторы конкретного результата проверки;
  • Неправильное оформление жалобы и направление обращения с нарушением порядка;
  • Недостаточная аргументация по предмету налогового спора, отсутствие указаний на обстоятельства и нормативные акты, на которых основана позиция налогоплательщика.

Сбор материалов и формулирование досудебной жалобы на решение налоговых органов (ответственных лиц) занимает много времени и требует профессионального подхода в части подбора аргументов и исчерпывающего изложения вопроса.

Порядок и сроки досудебного урегулирования налогового спора


Существует два вида порядка обращения в налоговые органы по вопросам урегулирования спорных ситуаций.

  1. Апелляционный порядок. Обращение составляется и направляется до вынесения решения по конкретной ситуации, на основании обстоятельств проверки и полученных материалов. Срок рассмотрения жалобы в досудебном порядке составляет один месяц, в некоторых случаях он продлевается решением проводящего апелляционную проверку лица.
  2. Общий порядок. Заявление (жалоба) подается на уже вынесенное и исполненное решение в вышестоящую инстанцию. Рассмотрение в досудебном порядке может занять год. При просрочке подачи заявления можно восстановить срок, если у вас есть уважительные причины, по которым вы не могли обратиться ранее.

Практика показывает, что обращение в апелляционном порядке чаще дает желаемый результат. Если решение по нарушению еще не принято и не перешло в фазу исполнения, вышестоящая инстанция оказывается избавленной от необходимости что-либо отменять, а это технически и формально проще.

Несомненным преимуществом апелляционного порядка досудебного обращения по налоговым спорам остается возможность приостановить вынесение решения и введение (исполнение) санкций по заявлению налогоплательщика.

Область применения порядка досудебного урегулирования споров с налоговыми органами


Обращение с жалобой для досудебного урегулирования спора по вопросам применения норм Налогового кодекса может быть направлено юридическим и физическим лицом.

Спектр вопросов, по которым можно составлять материалы, широк, поэтому имеет смысл описать его в общем виде:

  • Неправомерное взыскание НДФЛ при продаже, приобретении, получении и отчуждении имущества — споры по налогообложению при сделках с недвижимостью, транспортом, объектами коммерческой аренды;
  • Оспаривание результата налоговой проверки, приводящего к наложению санкций, пеней, штрафов, изъятию материальных ценностей и направлению налоговыми органами дела в суд;
  • Требования возврата уже уплаченных сумм налогов, зачета ранее уплаченных средств, восстановление права налогоплательщика на применение льготного порядка налогообложение;
  • Жалобы на действие и бездействие должностных лиц, приведшее к неправомерному взысканию, невозврату, изъятию, отказу в применении льгот, вынесению нарушающего законодательство решения;
  • Неправильное начисление налогов, в том числе НДС, налогов с прибыли экспортеров, применение завышенных ставок, несоблюдение методики расчета налогооблагаемой базы, включение в базу не подлежащих налогообложению средств и доходов;
  • Снятие блокировок с банковских счетов организаций, возврат ранее удержанных по результатам проверки средств, отмена решений, приводящих к невозможности дальнейшей деятельности организации или ИП в статусе юридического лица.

Предметом жалобы в апелляционном порядке может быть само назначение и проведение налоговой проверки, истребование и применение сторонних материалов, нарушения процедурного характера и порядка ознакомления налогоплательщика с результатами проверки.

Некоторые особенности досудебных разбирательств по налоговым вопросам


С точки зрения юриста по налоговым спорам существует разница между апелляцией по судебному решению и результатами проверки налоговиками. Апелляция в суде затрагивает только процедурные вопросы процесса, апелляционная внесудебная жалоба по налоговому спору может быть направлена и в отношении конкретных фактов или их интерпретации в качестве нарушения.

Распространенная формулировка "действие или бездействие должностного лица" должна применяться юридически обоснованно. Пример: представитель налоговых органов проигнорировал ваше заявление о применении законных льгот или праве на возврат (зачет) уплаченных сумм — это бездействие. С другой стороны, если представитель налоговых органов применил к вам нормы налогообложения, используя завышенные ставки, это можно квалифицировать как действие. От правильности формулировки зависит уровень понимания ситуации и обоснованности вашего заявления.

Вероятность отказа в рассмотрении вашей досудебной жалобы зависит от привязки к конкретной ситуации. Досудебный налоговый спор затрагивает только решения или фактические обстоятельства проведенной проверки, вопросы применения к налогоплательщику норм законодательства или нормативных актов, но не может оспаривать сами положения НК РФ или связанных с ним нормативных актов.

Порядок направления досудебной налоговой жалобы на обстоятельства проверки и вынесенное решение


Оговоренный законодательством и инструкциями ФНС порядок устанавливает, что жалоба может быть направлена в непосредственно вышестоящую организацию, но только через тот орган, представители которого непосредственно проводили проверки или принимали решение.

Существующие формы досудебных обращений в налоговую предусматривают:

  • Указание реквизитов юридического лица, подающего жалобу;
  • Указание налогового органа, в который направляется жалоба;
  • Указание (идентифицирующие данные) на материалы проведенной проверки, в которых вы обнаружили нарушения или неправомерное применение норм законодательства;
  • Описание нарушения (с точки зрения заявителя), обстоятельств проверки, вынесенного решения;
  • Обоснование требований отмены решения или пересмотра результатов проверки до принятия решения.

Направить досудебную жалобу можно в региональные и федеральные службы, рассмотрению в вышестоящей инстанции подлежат жалобы, по которым уже была проведена проверка, получен отказ в удовлетворении или рассмотрении. Только после исчерпания возможностей досудебного урегулирования материалы с ответами могут быть направлены в Арбитражный суд с исковым заявлением.

Выводы и рекомендации налоговых юристов


Мы готовы к сотрудничеству с юридическими лицами, предприятиями и предпринимателями в подготовке материалов, направлении досудебной жалобы по налоговому спору с тщательным анализом ситуации и выработкой эффективной стратегии требований.

Обращение в Центр стратегических инноваций позволит вам:

  • Cэкономить время на сбор материалов и формулирование претензий;
  • Избежать отказа в рассмотрении жалобы по формальным основаниям и по причине неверного оформления документа;
  • Довести процесс налогового спора до завершения в вашу пользу, если для этого есть реальные основания;
  • Поручить взаимодействие с должностными лицами и ведение переписки профессиональным налоговым юристам на законном основании.

Предлагаем связаться с нами для первичной консультации, встретиться с юристом по налоговым вопросам для выработки совместной стратегии взаимодействия.

Наши юристы и консультанты разъяснят вам сильные и слабые стороны позиции, предложат варианты разрешения спора, при отсутствии оснований укажут на отсутствии перспектив и обоснуют свои выводы. Воспользуйтесь формой обратной связи или позвоните нам для консультации.