Помогаем обжаловать решение, действие и бездействие должностных лиц налоговых органов в досудебном порядке — с помощью апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган.
В ряде случаев досудебный порядок урегулирования налогового спора обязателен. Например, когда нужно обжаловать решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового преступления.
В случаях, когда досудебный порядок не обязателен, мы анализируем ситуацию и, в зависимости от сложности дела, готовим жалобу в вышестоящий налоговый орган или исковое заявление в арбитражный суд.
Преимущество апелляционной жалобы — оперативность. По сравнению с исковым заявлением в суд, жалобу проще подготовить, её быстрее рассмотрят и исполнят. Ещё не нужно платить госпошлину и нести прочие расходы, обычно связанные с рассмотрением дела в суде.
Принцип урегулирования налоговых споров в досудебном порядке закреплен в законодательстве, и с 2014 года его применение обязательно при рассмотрении ситуаций, связанных с применением законодательных и нормативных актов в отношении налогоплательщиков.
Что это означает?
Налогоплательщик, не согласный с решением налоговых служб и должностных лиц по конкретной ситуации, обязан до обращения в суд направить жалобу в инстанцию выше, чем принявшая решение по его делу. Подготовка жалобы имеет свою специфику, и чаще всего заявитель сталкивается с серьезными трудностями. В первую очередь это необходимость определить правомерность жалобы, логично сформулировать причину обращения, описать ситуацию и обосновать свое несогласие с решением по конкретной ситуации.
Типичные проблемы и ошибки при самостоятельном обращении по поводу досудебного урегулирования налогового спора и обжаловании решения:
Сбор материалов и формулирование досудебной жалобы на решение налоговых органов (ответственных лиц) занимает много времени и требует профессионального подхода в части подбора аргументов и исчерпывающего изложения вопроса.
Существует два вида порядка обращения в налоговые органы по вопросам урегулирования спорных ситуаций.
Практика показывает, что обращение в апелляционном порядке чаще дает желаемый результат. Если решение по нарушению еще не принято и не перешло в фазу исполнения, вышестоящая инстанция оказывается избавленной от необходимости что-либо отменять, а это технически и формально проще.
Несомненным преимуществом апелляционного порядка досудебного обращения по налоговым спорам остается возможность приостановить вынесение решения и введение (исполнение) санкций по заявлению налогоплательщика.
Обращение с жалобой для досудебного урегулирования спора по вопросам применения норм Налогового кодекса может быть направлено юридическим и физическим лицом.
Спектр вопросов, по которым можно составлять материалы, широк, поэтому имеет смысл описать его в общем виде:
Предметом жалобы в апелляционном порядке может быть само назначение и проведение налоговой проверки, истребование и применение сторонних материалов, нарушения процедурного характера и порядка ознакомления налогоплательщика с результатами проверки.
С точки зрения юриста по налоговым спорам существует разница между апелляцией по судебному решению и результатами проверки налоговиками. Апелляция в суде затрагивает только процедурные вопросы процесса, апелляционная внесудебная жалоба по налоговому спору может быть направлена и в отношении конкретных фактов или их интерпретации в качестве нарушения.
Распространенная формулировка "действие или бездействие должностного лица" должна применяться юридически обоснованно. Пример: представитель налоговых органов проигнорировал ваше заявление о применении законных льгот или праве на возврат (зачет) уплаченных сумм — это бездействие. С другой стороны, если представитель налоговых органов применил к вам нормы налогообложения, используя завышенные ставки, это можно квалифицировать как действие. От правильности формулировки зависит уровень понимания ситуации и обоснованности вашего заявления.
Вероятность отказа в рассмотрении вашей досудебной жалобы зависит от привязки к конкретной ситуации. Досудебный налоговый спор затрагивает только решения или фактические обстоятельства проведенной проверки, вопросы применения к налогоплательщику норм законодательства или нормативных актов, но не может оспаривать сами положения НК РФ или связанных с ним нормативных актов.
Оговоренный законодательством и инструкциями ФНС порядок устанавливает, что жалоба может быть направлена в непосредственно вышестоящую организацию, но только через тот орган, представители которого непосредственно проводили проверки или принимали решение.
Существующие формы досудебных обращений в налоговую предусматривают:
Направить досудебную жалобу можно в региональные и федеральные службы, рассмотрению в вышестоящей инстанции подлежат жалобы, по которым уже была проведена проверка, получен отказ в удовлетворении или рассмотрении. Только после исчерпания возможностей досудебного урегулирования материалы с ответами могут быть направлены в Арбитражный суд с исковым заявлением.
Мы готовы к сотрудничеству с юридическими лицами, предприятиями и предпринимателями в подготовке материалов, направлении досудебной жалобы по налоговому спору с тщательным анализом ситуации и выработкой эффективной стратегии требований.
Обращение в Центр стратегических инноваций позволит вам:
Предлагаем связаться с нами для первичной консультации, встретиться с юристом по налоговым вопросам для выработки совместной стратегии взаимодействия.
Наши юристы и консультанты разъяснят вам сильные и слабые стороны позиции, предложат варианты разрешения спора, при отсутствии оснований укажут на отсутствии перспектив и обоснуют свои выводы. Воспользуйтесь формой обратной связи или позвоните нам для консультации.